Топор с клеймом 1953 год, скорее всего ГПЗ, Государственный подшипниковый завод.
Топор литой.
Впервые попадается топор с продольным швом вдоль всего обуха, этот шов с обеих сторон, симметрично расположен, аккуратный. То есть это не заваренная трещина, и именно заводской шов, надо полагать, сделан для усиления, как ребро жёсткости.
Верно ли моё предположение?
Также не могу понять по форме лезвия — это плотницкий топор стесан, или всё-таки столярный?
Вес порядка 1.5-1.6 кг, то есть порядка 1550 грамм,
Длина лезвия 13.8-13.9 см.
Клеймо, удалось разобрать следующее: С37 (еще была версия, что СЗГ, буквы, но Г же в другую сторону, отпадает), потом дефис и либо два скрещенных кольца, либо буква Ф. то есть С37-Ф // С37-знак скрещенных колец.
Внизу Щ 1953
Буду благодарен за опознание!
Антон
11.11.2019 — 15:42
«Впервые попадается топор с продольным швом вдоль всего обуха, этот шов с обеих сторон, симметрично расположен, аккуратный. То есть это не заваренная трещина, и именно заводской шов, надо полагать, сделан для усиления, как ребро жёсткости.»
Это следы стыков литейных опок, то есть этот топор не кованный, а литой, как колун. Вообще, очень интересный образец, первый раз такой вижу. У него лезвие не шире, чем у обычного?Может это облегченный вариант топора-колуна (обычно топоры-колуны все-таки пожирнее). Как у него с увесистостью?)))
И да, два скрещенных кольца — раннее клеймо завода ГПЗ (на поздних — так и писали ГПЗ). У меня есть такой же, советую на всякий случай посмотреть цены на изделия сего предприятия. 😉
Misha
12.11.2019 — 11:38
да увесистость вроде бы обычная. сейчас копнул тему — оказывается, есть ГОСТы на топоры, А1, А3 и прочая, со стандартным весом, длиной лезвия и т.п.
В общем, нужно его взвесить, измерить, и еще раз хорошенько оттереть клеймо, тогда будет больше оснований для более точного определения
Антон
12.11.2019 — 13:05
«да увесистость вроде бы обычная. сейчас копнул тему — оказывается, есть ГОСТы на топоры, А1, А3 и прочая, со стандартным весом, длиной лезвия и т.п.»
Да, но при этом форма головы бывала весьма разная (здесь судя по передней части- конкретный плотник). А так, конечно — имерения покажут.)))
Антон
12.11.2019 — 15:33
Доброго еще раз! Глянул тут ГОСТы на топоры — самый ранний — на плотницкие — от 73-го года, на строительные и хозяйственные — еще позднее, так что вряд-ли по ним можно будет объективно определить, поскольку топор 53-го….
Misha
14.11.2019 — 12:43
Взвесил, вес порядка 1.5-1.6 кг, то есть порядка 1550 грамм, более точно на домашнем механическом безмене никак((
Расстояние получается 13.8-13.9 см, на всякий случай сфоткал то, как измерял, а то может неправильно, и надо было ниткой, по самому лезвию. Еще читал, что нужно расстояние до бородки измерять. Это просто от нижнего угла и до внешней стороны бородки? Нужно ли вообще?)
Клеймо почистил, удалось разобрать следующее: С37 (еще была версия, что СЗГ, буквы, но Г же в другую сторону, отпадает), потом дефис и либо два скрещенных кольца, либо буква Ф. то есть С37-Ф // С37-знак скрещенных колец.
Внизу Щ 1953
Антон
16.11.2019 — 21:39
«Это просто от нижнего угла и до внешней стороны бородки? Нужно ли вообще?)»
Короче, нужно: длина лезвия — есть; полная высота (ну, то есть перпендикулярно померить); ширина обуха; размер всада по вертикали со стороны топорища; длину обуха.
Но, как я и говорил, смысла это делать, думаю, нет — посмотрел только что по ГОСТам — этот топор ни под один не подходит, поскольку самые близкие длины лезвия — или 130 или 145. 140 — только у одного варианта сучкорубного, но у него масса меньше на 300 г должна тогда быть. Так и понятно — я ж и говорю, как может топор 53-го соответствовать нормам 78, когда был принят этот ГОСТ.)))
Да и хорошо, в стандартизации, которая в СССР с каждым годом нарастала — не все было хорошо — много чего вообще перестали выпускать, многое — не модернизировали, а тупо копировали. А топор вполне себе хороший плотник.))))
ЗЫ. вот будет в доступе фотик — сфоткаю топор, который с позднего СССР, но по форме вообще ото всех отличается, один маш завод делал — прелесть просто, что исполнение, что сталь — на уровне нынешних Хускварн, не меньше)))
ЗЗЫ. Буква типа Щ и любая другая одиночная — это то-ли серия, то-ли смена, на ГПЗ-шных почти на всех ставятся — смысла ее определять нет. Что такое С37 — не знаю, обычно тут должна марка стали быть, типа У8, ХВГ, но это — точно не сталь. Ну и, насчет кружков — да точно ГПЗ, у меня их топор есть, тут не спутаешь клеймо.))))
Александр
11.04.2021 — 23:13
А если К29 перед кольцами, это какая марка стали?
Misha
12.04.2021 — 10:03
тут не подскажу, увы
михаил
08.10.2024 — 15:29
добрый день, у меня нашелся точно такой, только буквы немного другие и кольца перекрещеные сверху.
Misha
09.10.2024 — 12:24
Добрый день. пролистнул ветку — …)))
без фото тут вряд ли что-то можно сказать, размещайте сами, если не получится — присылайте по тем контактам, что даны здесь, прикреплю файл сам